Реконструкция жизни в палеолите: картина Н. Смородинова.

Картина «Тепло домашнего очага» была написана Никитой Смородиновым — студентом Воронежского государственного института искусств — в 2015 году. 
Эта картина является второй серьезной попыткой художественной реконструкции жизни людей палеолита на основании археологических данных памятников Костенок. Первая такая реконструкция была предпринята воронежским художником В.В. Владиславским в середине XX века. 
Картина Смородинова воспроизводит древнее поселение, которое было реконструировано по материалам стоянки Костенки 11, на основании новых данных об этой стоянке, открывшихся археологам при раскопках 2014-2015 гг. В основе сюжета — возвращение охотников на стойбище после плодотворной проверки силков на пушнину. Их встречают выбежавшие из жилища дети и их мать. Другая женщина, изображенная справа от входа, поднимает замерзшую шкуру животного, прикрывающую яму, заполненную замороженным мясом  для того, чтобы приготовить еду охотникам. Все они одеты в красивую и теплую одежду из оленьих шкур, отороченную мехом мелких пушных животных.
На переднем плане картины изображено жилище, остатки которого законсервированы под крышей современного музея, на втором — жилище, остатки которого нашли археологи в 2014 году на стоянке Костенки 11.  Длинные вечерние тени ложатся на скрипучий от мороза снег, зимние краски заката золотят склоны Аносова лога Костенок. Центром всей композиции является полуоткрытый вход внутрь дома, где призывно горит очаг. Название картины — «Тепло домашнего очага» — присутствует здесь в прямом и переносном смысле.  Очаг для людей каменного века — это символ дома и устойчивости основ бытия. 
Картина написана специально по  заказу музея для выставки «Костенки. 20 000 лет назад». Техника: масло, холст.